23 января Михаилу Угарову исполнилось бы 68 лет. Больше пяти лет его и Елены Греминой нет с нами, но их ученики и последователи все сильнее ощущают свою связь с этими людьми и их незримое присутствие и помощь. В этот день в пространстве «Внутри» будет сыгран спектакль Елены Маховой «Зеленые щеки апреля» по пьесе Михаила Угарова, который считал ее самой сложной своей пьесой, нетеатральной и не пригодной для постановок (но, по словам Ивана Угарова, сына и коллеги, именно ее Михаил Юрьевич больше всего и любил). Взяв эту многословную пьесу для своего режиссерского дебюта, Елена Махова договорилась с командой спектакля, что «Зеленые щеки апреля» будут поставлены без единого сокращения.
Место действия – благословенная весенняя Швейцария, время действия – один день из жизни русских эмигрантов. Сюжет – случайная встреча, которая походя ломает одну юную жизнь. Литературный и исторический контекст многослоен, в нем есть мотивы Чехова и Шекспира, Бунина и Набокова. А в парочке циничных революционеров Лисицына и Крупы, заметающих за собой следы вместе с живыми людьми, легко угадываются некие исторические персонажи, на которых мы можем взглянуть из сегодняшнего дня.
«Эти двое, которые пришли в жизнь Серёжи и за один час её навсегда поменяли (или даже лишили его жизни — у нас в финале многоточие), также вошли в жизнь каждого человека, который родился в России и тех странах, которые стали потом Советским Союзом, – говорит Елена Махова. – Историю эти герои поменяли раз и навсегда, и последствия этого, видимо, будут всегда с нами, оставшись в наших генах, определив настоящее и часть будущего. Спектакль, конечно, метафора: сломанная жизнь мальчика с розовыми ушами, верящего в идеалы, в героев, в своё светлое будущее, в будущее своей страны, — то, что произошло с нашей страной».